Баян... Это название произошло от имени легендарного древнерусского певца - дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в "Слове о полку Игореве". Баян относится к большой группе инструментов - гармоник. В создании различных видов гармоник участвовали русские, французские, немецкие и австрийские мастера. Авторам хроматической гармоники является Николай Белобородов (1870). В 1907г. рязанский мастер П.Е.Стерлигов, усовершенствовал сущестующую конструкцию, изготовил хроматическую гармонику уникальной конструкции, аналога которой не было во всем мире. Ее и назвали Баяном. Простейшую же гармонь от современного баяна отделают лишь несколько десятилейтий. Хотя искусство русских гармонистов насчитывает более полутораста лет, в первые десятилетия нашего века оно оставалось в основном развлекательным: гармонисты - профессионалы зарабоатывали в увеселительных и питейных заведениях, играли возле каруселей и на манежах цирков. Но некоторые гармонисты уже в конце прошлого - начале нынешнего веков пытались расширить свой репертуар за счет произведений музыкальной классики (П.Невский, П.Жуков, Я и С. Орландские - Титоренко и др.). С исполнения классических произведений на простейших мелодических гармониках - "черепашках" начинал свой путь в искусстве и выдающийся отечественный просветитель, организатор первого оркестра русских народных инструментов В.Андреев.
В 1935г. произошло важное событие в истории исполнительства на народных инструментах: в мае известный баянист П. Гвоздев впервые в концертной практике выступил с сольным концертом из двух отделений в ленинградском зале Общества камерной музыки. А двумя годами позднее им же, в зале Ленинградской филармонии было исполнено первое крупное сочинение - Концерт для баяна с оркестром Ф. Рубцова. Эти события во многом изменили представление музыкантов о художественных возможностях инструмента. В это время интенсивное развитие получает и концертное исполнение обработок русского музыкального фолклора (Иван Паницкий, Иван Маланин, трио баянистов в составе И. Кузнецова, Я. Попкова, А. Данилова и др.).
Баян органично вошел в практику музыкального образования. Решающую роль в этом сыграли факультет и кафедра народных инструментов, открытые в 1948г. в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных при активном содействии энеузиаста и активного пропагандиста русских народных инструментов А. Илюхина. Именно Институт им. Гнесиных с начала 50-х годов становится основной "кузницей" мастеров баянного исполнительства, среди которых сегодня немало лауреатов международных и всероссийских конкурсов, Народных артистов СССР и России, Заслуженных работников культуры (Р. Шайхутдинов, В. Суханов, В. Фильчев, С. Тюфяков, В. Семенов, Ф. Липс, М. Зацепин, Ю. Шишкин и др.).
Несколько оригинальных произведений для баяна в аранжировке Владимира Ядревского вы найдёте на сайте на странице: "Моя музыка" : http://luzgar.ucoz.ru/index/moja_muzyka/0-17
Категория: Мои статьи | Добавил: luzgar (22.07.2014)
|